HOME PAGE о проекте
участникам
фотографы
фотографии

О ПРОЕКТЕ

Перелистывая странички любого сайта из серии проектов "15 мая",
зритель заново проживает этот день от рассвета до заката.
Удивительным в этом процессе оказывается прежде всего
осознание того, как много интересных событий
происходит в этом мире одновременно.

С.Жданов - координатор проекта "15 мая"
.

Всероссийский фотопроект "РОССИЯ, один день" - очередной из серии "15 мая", пятый по счету. В 2003 году, юбилейном (10 лет) для Совета Федерации Федерального Собрания РФ, он проводился пресс-службой Совета Федерации при участии Союза Фотохудожников России. По итогам акции в июне в Совете Федерации была развернута фотовыставка лучших работ, присланных из регионов России. Информационную поддержку проекту оказывало и продолжает оказывать межрегиональное информационное агентство официальных новостей "Новости из первых рук" (www.gubern.ru). Методическая помощь была предоставлена международной командой фотографов "MAY 15", которая сформировалась и сплотилась практикой предыдущих акций "одного дня".

Целью данного проекта, равно как и всех предыдущих, - было создание коллективного фоторепортажа о жизни в разных уголках, на сей раз - России. Ценность и уникальность проектов серии "15 мая" состоит в том, что все фотографии сделаны участниками проекта в один день - 15 мая и представляют собой запечатленный срез общества, сохраненный участниками для истории. Ценность этих свидетельств эпохи со временем будет только возрастать. Представьте, с каким интересом Вы бы "набросились" на фотоальбом, все снимки которого сделаны, скажем, 15 мая 1903 года. Снимки, на которых бы была запечатлена повседневная, обыденная жизнь того времени. Снимки, на которых события происходят практически одновременно, но в разных точках страны, планеты. Снимки, на которых "живут" наши прадеды, "рождаются" символы 20 века - телефон, автомобиль, самолет, кинематограф...

Мы даем зрителям шанс заново прожить один день - 15 мая 2003 года, увидеть наш мир без "перца" и дешевой сенсационности. Такой проект невозможно реализовать в одиночку. Он под силу только сплоченному коллективу энтузиастов - заинтересованных, деятельных, легких на подъем, способных на командную работу, идущих к общей цели.

Пятилетний опыт фотокоманды "MAY 15" позволяет обобщить некоторые особенности проведения акций одного дня и учесть его при организации работ по подготовке и проведению акций последующих лет.

К примеру, в 1999 году на территории Воронежской области проект "15 мая" был реализован в виде именно акции. Была сформирована команда фотографов, заранее определены предполагаемые сюжеты и места съемок, была достигнута договоренность с администрациями районов и руководителями предприятий и организаций, помощь которых была нужна для проведения съемок на их территориях, решены транспортные вопросы и вопросы обеспечения участников расходными материалами. Как результат - практически полный охват территории области и тем, разнообразие сюжетов.

В 2001 году, там же, проект был реализован в виде конкурса. Информация об условиях и призах была доведена через региональные СМИ до фотографической общественности, были сформированы оргкомитет и жюри. И снова - разнообразие сюжетов и хороший охват территории области, на этот раз - в результате более сильной материальной мотивации участников.

Сравнение подходов не выявляет существенного преимущества одного из них. Одним участникам акции важно знать, что их усилия могут быть вознаграждены материально, другим важнее ощущение своей востребованности в большой коллективной работе. Реализация проекта 15 мая как акции позволяет тщательнее планировать места и сюжеты, и, соответственно, результат, что, безусловно, сказывается на творческом и фотографическом уровне итоговой коллекции, делает ее законченным фотографическим продуктом хорошего, как минимум, качества. Проведение же акции 15 мая в формате конкурса позволяет избежать расходов на организацию и проведение съемок, т.к. помощь (организационная или материально-техническая) оргкомитета кому-то из участников проекта ставит других в неравные условия и снижает их шансы. Каждый фотограф самостоятельно обеспечивает свое участие в конкурсе, выбирает сюжеты и места съемок, решает организационные вопросы, т.е. - рискует. И попытки планирования съемок со стороны оргкомитета, любое вмешательство в творческий процесс снижает доверие к проекту независимых участников. Но, с другой стороны, для проведения конкурса нужны призы, и недешевые - если предполагается массовый охват фотографической общественности.

Опыт показывает, что затраты на проведение конкурса сопоставимы с затратами на проведение акции. Результаты тоже оказываются вполне сопоставимыми. Избыточное количество повторов сюжетов среди представленных на конкурс фотографий компенсируется бОльшим количеством сюжетов в пересчете на одного участника. Можно лишь добавить, что фотолюбители предпочитают форму проведения акции "15 мая" в виде именно акции, а профессионалы - в виде конкурса.

Но и в том, и в другом случае все участники отмечают необыкновенный творческий подъем и мобилизующее ощущение большой коллективной работы. Равные условия для всех участников создают ощущение честной конкуренции, борьбы "по гамбургскому счету". И, в любом случае, совместные усилия участников приводят к прекрасному результату - коллективному фоторепортажу об одном дне региона, которым в полной мере может насладиться любой посетитель итоговой выставки и который может достойно представить регион на любом межрегиональном или международном мероприятии.

В 2003 году акция "15 мая" проводилась в новом формате - в виде конкурса региональных коллекций. Эта форма организации акции, на наш взгляд, объединила лучшее обоих опробованных фотокомандой "MAY 15" вариантов. Суть новизны в том, что акция 15 мая 2003 года - была все-таки конкурсом, но конкурсом командным. Нам кажется, что это, в принципе, может позволить достичь максимального фотографического качества региональных коллекций при сохранении соревновательного, спортивного характера всего мероприятия.

Участие в коллективной акции одного дня существенным образом отличается от участия в обычном фотоконкурсе или, к примеру, клубной фотовыставке. Существенно отличен этот опыт и от штатной работы фоторепортера-одиночки. Участники проекта могли испытать этот совершенно особенный азарт коллективной "фотоохоты", эти незабываемые ощущения, когда чувство тревоги и неопределенности утра 15 мая, сменяется чувством восторга от сделанного большого дела. Испытать радость от творческой удачи своего коллеги, который в этот день оказался "в нужный момент в нужном месте", принять поздравления и признание других членов фотокоманды "15 мая" и зрителей, которые увидели их снимки на этом сайте и на выставке в Совете Федерации.

К сожалению, нам не удалось охватить акцией многих регионов, но и представленные коллекции вполне оправдывают замысел организаторов - дают представление о том, чем реально живет Россия, показывают жизнь так называемой "глубинки" глазами, в общем-то, обычных людей, умеющих держать в руках фотоаппарат и внимательных к окружающим их людям, относящихся к ним и к своей малой родине с любовью и пониманием.

Возможно, наша инициатива привлечет внимание представителей регионов, которые по тем или иным причинам не смогли принять учатие в акции 2003 года, но хотят взять творческий реванш. Пишите, обсудим.

С.Жданов.